
В самом общем понимании магический (антимагический или святой) артефакт - предмет, наделенный магическими (или антимагическими) свойствами. Включает в себя записанное заклинание, устройство управления заклинанием и источник магической энергии.
При разрушении артефакта вся его энергия освобождается одновременно во всех видах. Для предотвращения этого артефакт должен быть снабжен специальным заклинанием уничтожения, которое направляет энергию в какое-то конкретное направление (например, тепло или свет).
Артефакт или наделенный магическими возможностями природный объект (как живой - растение, животное, так и неживой) является неизменным по своей природе и в этом смысле эквивалентен электрическому устройству, и также как электрическое устройство может запасать электричество в аккумуляторе (конденсаторе), так и артефакт может запасать в себе магию (но как и аккумулятор - до определенного уровня).
Материал артефакта должен соответствовать используемым видам магии: заклинания магии жизни нельзя записать в неживой объект, но можно записать заклинания защиты от магии жизни и духа.
Нельзя записать в физический объект заклинания судьбы (магии вероятности). Проклятья (заклятья) накладываются магом непосредственно на объект, с которого они могут только распространяться на близко расположенные (контактирующие) объекты.
То же самое касается магии духа. Например, заклинания иллюзии накладываются магом на объект и существуют, пока не закончится энергия. Снятие (временная приостановка действия) заклинания возможна только магом.
Артефакт может быть целостным (сохраняющим свои свойства до разрушения), делимым (сохраняющим свойства в каждой отдельной части пропорционально количеству вещества в ней) и размножаемым (заразным) (передающим свои свойства при контакте с другими, но строго определенными веществами).
Для того, чтобы запустить артефакт на выполнение его функции, его нужно «включить». Это можно сделать, например, произнесением имени заключенного в артефакте заклинания, механическим воздействием (прикосновением, нажатием, ударом, звуком, светом и т.п.), другим магическим воздействием, если артефакт не является защищенным (свободного доступа).
Однако наиболее важные артефакты защищаются своего рода паролем (ключом) - специальным заклинанием запуска.
Однако, необходимо понимать, что постоянно ждать команды артефакт, как и любое устройство, не может: это требует расхода энергии, кроме того возможны ложные срабатывания на похожие случайные фразы. Артефакт необходимо предварительно включить, а выключиться после исполнения команды он может автоматически. Включение артефакта магом 1-го уровня осуществляется касанием, 2-го - взглядом, 3-го - автоматически при приближении. Для немага или мага 1-го уровня не знающего, где находится артефакт, включение осуществляется с помощью артефакта управления (амулета или волшебной палочки). Этот амулет должен касаться тела того, кто им управляет: не обязательно руки, например, на нашейной цепи под одеждой или кольцо на пальце, что делает процесс управления скрытным.
Изготовление простых артефактов может осуществляться любыми магами необходимого уровня, сложные изготавливают специалисты - техномаги.
Свиток - одноразовый артефакт, изготовленный из листа бумаги.
Из бумаги свиток делается по трем соображениям. Во-первых, на нем записывается инструкция по применению свитка. Во-вторых, свиток легко скручивается и убирается в специальный пенал (тубус) для хранения. В-третьих, для применения не магами инициация записанного заклинания осуществляется путем разрыва бумаги.
Инструкция по применению свитка аналогична инструкции по применению лекарства. Она содержит:
Свиток содержит в себе необходимую энергию для выполнения заклинаний и может требовать только энергию запуска (кроме заклинаний, предназначенных для не магов).
Книга заклинаний - набор многоразовых свитков заклинаний, объединенных единым накопителем - обложкой. Задача накопителя - обеспечение сохранности свитков заклинаний, как от внешних условий, так и от магических воздействий. Для магической защиты внешняя сторона обложки делается с золотым покрытием.
Многоразовые свитки делаются из пергамента (выделанной кожи). Наносимый текст аналогичен одноразовому свитку. Дополнительно дается порядок накачки заклинания магией. Здесь необходимо понимать различие книг заклинаний и учебников по магии - в книгах заклинаний сам текст (форма, структура) заклинания не приводится, он вносится в материал листа. Разнотипные заклинания разделяются пустым листом.
Особое внимание при создании и записи заклинаний уделяется их защите от случайного или безграмотного запуска (защита «от дурака»). Для этого форма инициирования (запуска) заклинания всегда пишется на «мертвом» (не используемом в быту - наир, латынь) языке. В качестве условий запуска устанавливается наличие определенных предметов (ингредиентов), также не применяемых в быту (наир, жабья шкурка, настойка из мухоморов и т.п.). Названия самих предметов могут шифроваться (наир, «перо феникса» может означать обожженное куриное перо и т.д.).