Предсказания случались и в России, и это было описано С. А. Нилусом. Вот что случилось с Авелем Вещим, или крестьянином Алексинского уезда Тульской губернии Василием Васильевым.
«Русская старина» в 1875 году напечатала «Житие и страдания отца и монаха Авеля». Знаменитый словарь Брокгауза и Эфрона называет его «монахом-предсказателем», родившимся в 1755 году и предсказавшим дни и даже часы кончины Екатерины II и Павла I, нашествие войск Наполеона и сожжение Москвы.
Такой дар у крестьянина был необъясним, и если бы не свидетельства о содержании в тюрьмах и монастырях этого «опасного человека», поверить в него было бы трудно.
Авеля с детства занимал весь мир Божий, божественное в мире и в судьбах людей, что подтолкнуло его к скитаниям по городам и селам, пустыням и монастырям. Судьба привела на Ладожское озеро, потом в Валаамский монастырь, где после долгого поста было Авелю видение темных духов, которым он сумел противостоять молитвами. Зато явилось монаху откровение, и некий голос велел ему все виденное записать и рассказать только избранным. С того времени начинаются пророчества. Переходя из монастыря в монастырь, поселился он в Николо-Бабдевском монастыре Костромской епархии, на Волге. Там он начал писать книгу «мудрую и премудрую».
Увидевший книгу настоятель монастыря отправил автора с записями в губернское правление. Губернатор, прочитав записи, приказал посадить монаха в острог, а через некоторое время под охраной отправил пророка в Санкт-Петербург. Сенатский генерал Самойлов прочитал в книге Авеля, что через год наступит смерть императрицы Екатерины II, и пытался говорить с ним как с юродивым. Доложил государыне. Уже после свершившегося пророчества книга попала в руки князя Куракина, и тот дал ее Павлу I. Авеля освободили и доставили во дворец. После разговора Павел просил у пророка благословения и приказал поселить необычного человека в Александро-Невской лавре, но Авель ушел на Валаам, где стал писать вторую книгу пророческих видений. И опять сочинение неугомонного монаха читали казначей монастыря, настоятель, петербургский митрополит и чиновники «секретной палаты». Павел, увидевший новое писание, прочитал в нем о своей смерти, и Вещего Авеля заключили в Петропавловскую крепость.
После смерти императора Авеля выпустили из крепости, но только для того, чтобы поселить под присмотром в Соловецком монастыре. Приказ на этот раз исходил от самого императора Александра I.
Третья книга о нашествии французов на Россию и сожжении Москвы вызвала новые гонения на автора. Власти приказали посадить Авеля в тюрьму Соловецкого монастыря, где он провел 10 лет и 10 месяцев. Все, что было предписано, свершилось: Россия победила Наполеона, и Александр I, вспомнив об Авеле, приказал его выпустить. Начались годы скитаний, и уже в царствование Николая I его вновь сажают под надзор в Спасо-Евфимиевский монастырь города Суздаля. Жизнь его закончилась тихо среди молитв и размышлений.
Большинство пророчеств свершились еще при жизни Вещего Авеля, но было и такое, что продолжало интересовать историков даже в XX веке. Дело в том, что Павлу I была предсказана судьба императорского дома на сто лет вперед.
О наследниках Павла I монах Авель говорил: «Александр III передаст престол Николаю II, Иову Многострадальному. На венец терновый сменит он корону царскую, предан будет народом своим, как некогда Сын Божий...»
Павел I запечатал предсказание Авеля в конверт и оставил его в Гатчинском дворце для своего внука, написав собственноручно: «Вскрыть Потомку нашему в столетний день Моей кончины». 2 марта 1901 года в присутствии представителей двора Николай II вскрыл ларец с завещанием и прочитал пророчество Авеля о своей судьбе. Однако самое удивительное в этой истории то, что святой Серафим Саровский передал в свое время Александру I письмо, в котором тоже обращался к самодержцу с предостережением.