
Ла — это наполняющая тело жизненная энергия, за счёт которой мы живём. Она непрерывно перемещается по телу в соответствии с лунным циклом.
Ла определяет наши личные качества и способности, способность чувствовать радость или печаль, доверие или недоверие. Это кармическое вместилище основных человеческих качеств, оно определяет, каким существом нам быть - человеком или животным и т. д. На самом глубоком уровне это равновесие пяти чистых энергий элементов. На уровне обычной жизни это способность воспринимать качества пяти элементов: прочность, безмятежность, вдохновение, гибкость и способность вмещать. Ла лежит в основе нашей жизнеспособности, нашей внутренней силы. Ла можно повредить или усилить, похитить или вернуть. Если нас унижают, она слабеет. Если мы преуспеваем в том, что для нас важно, она усиливается. Если мы действуем честно, она крепнет. Если мы обманываем самих себя, она теряет силы. Ла можно перевести как «основное человеческое достояние», потому что ла — это основа нашей способности обладать положительными качествами. Например, мы рождаемся со способностью доверять своей матери, развивать любовь и привязанность, быть добрыми и т. д. Но мы постоянно сталкиваемся с обстоятельствами и событиями, которые причиняют ла ущерб: семейные трудности, болезни, несчастные случаи и т. д. Нематериальные существа тоже могут воздействовать на нас. В результате может быть ограничена способность доверять, любить, отдавать и получать. Так ущерб ла проявляется с точки зрения психологии. Кроме того, он может проявляться физически и энергетически.
Мы можем выделить трио элементов человеческой жизни: ла, це, сог. Сог — это жизненная сила, а це - это нечто похожее на жизненную энергию ла, звучит как «це», «цей». Це (или продолжительность жизни) — это потенциальная длительность нашей жизни.
Некоторые переводчики переводят ла как «душа». В теистических религиях предполагается, что душа — это некая субстанция, располагающаяся внутри головы или в сердце, которая создаёт и контролирует человеческую жизнь. Тибетцы же считают, что существуют три аспекта: зуг — форма, шива — ум, сознание, ла — нечто существующее и не имеющее формы (например, категории времени — год, месяц: они есть, они имеют свойство проходить, но у них нет формы).
Итак, любое живое существо обладает тремя свойствами, категориями:
Некоторые учителя считают, что ла — это дан мин ду че. Дан мин ду че — нечто непостоянное, его невозможно ассоциировать с чем-либо. Это и не составное явление, которое не имеет ни формы, ни ума. Ла является дан мин ду че, но при этом всё другое, что подходит под понятие дан мин ду че, необязательно является ла.
Буддисты скажут, что ла — это наполняющая тело жизненная энергия, за счёт которой мы живем. Любопытно, что, если в Тибете спрашивать у всех подряд, что такое ла, окажется, что толком никто не знает, но у всех есть свои концепции и представления, и можно услышать множество интересных версий.
С точки зрения тибетской медицины важно избегать любого вида жёстких воздействий на ту область, где циркулирует энергия ла, так как можно повредить принцип ла не, жизненной силы, и жизнь может стать короче или вовсе прекратиться. Рекомендуется избегать жёстких процедур, операций, травм, кровотечений, а также во время массажа очень мягко воздействовать на области, где в конкретный момент находится энергия ла. Тибетские доктора учитывают лунный цикл, чтобы быть уверенными в том, чтобы даже самая простая операция не повредила ла и не уничтожила жизнь.
Энергия ла подобна духу, энергии, элементу, который может иногда просто покинуть тело, бродить во внешнем мире. Например, если мало энергии или человек падает в обморок, теряет сознание, впадает в кому, то энергия ла может покинуть его тело и бродить вокруг. В таких случаях выполняется ритуал лагуг, цель которого — возвратить утерянную энергию ла обратно в тело.
Когда энергия ла ослаблена, это может приводить к тому, что некоторые классы демонов — ши (шо, со на диалекте Амдо) могут вредить человеку. Существуют разновидности этого класса демонов: ши, гиг ши, дам ши. Они проявляются как препятствия.
Например, если отец человека умер в возрасте 30 лет, то в этом возрасте, а также за год до и через год после этого возраста у самого человека могут возникнуть препятствия — это гег ши. Или если старший брат в 25 лет ушёл из монастыря, в этом же возрасте у младшего брата — монаха также могут возникнуть препятствия. У каждого человека своя карма, но, поскольку между близкими людьми существует сильная связь, их карма может взаимодействовать.
Когда энергия ла ослаблена, то демоны ши могут проникать в тело и забирать энергию ла. Например, это случаи одержимости, которые можно вылечить с помощью ритуалов очищения или выкупа, возврата ла.
Чёрные маги могут воздействовать на энергию ла своего врага с помощью силы и достигать в этом успеха. В нападениях такого вида жертва бывает крайне ослаблена или заболевает. Существуют ритуалы, которые могут остановить акт магического насилия.
В момент смерти ла может не переродиться вместе с сознанием, а продолжить свою жизнь где угодно, например, на кладбище или в местах, к которым умерший испытывал сильную привязанность, и посещать живых людей. Эта информация в большей степени относится к традиции бон, в тибетской традиции этому вопросу не уделяется столь сильного внимания, однако и здесь считается, что ла может не переродиться, если родственники продолжают общаться с умершим, не могут смириться с его уходом и т. п. В таких случаях энергия ла не может уйти, и сознание намше может существовать в природе — в кустах, деревьях и т.д. Надо отпустить умершего, чтобы он переродился.
Кроме того, в таких случаях, например, когда на глазах ребёнка, подростка произошла трагедия (убили мать), он испытывает сильный шок, получает серьёзную психологическую травму. С ребёнком может случиться параноидальное состояние, нарушение психики. Современные психологи не могут объяснить, как этот шок действует на организм, тибетцы же говорят: ла частично покинула тело, что приводит к понижению энергии. В некоторых случаях медицина бессильна.
Бывают ситуации, при которых потеря ла приводит к состояниям тяжёлой депрессии. В современной медицине в таких случаях часто дают психотропные лекарства, на какое-то время успокаивающие человека, но в целом картина не меняется, и пациент зачастую становится зависимым от лекарств. Помимо этого, цены на такие лекарства бывают достаточно высоки, поэтому, чтобы обеспечивать себя ими, человек вынужден много работать, в результате чего его организм ослабевает, и депрессия лишь усиливается. Таким образом, жизнь превращается в замкнутый круг. Некоторые фармацевтические компании, настроенные на потребительство, умышленно ведут подобную ценовую политику.
При проблемах или нарушениях ла люди в весьма большой степени нуждаются в заботе, тепле, доброте своих близких.
Кроме того, существует несколько ритуалов для возвращения ла: лагуг, лаци. Можно попытаться помочь человеку самостоятельно — начитать мантру, сделать ритуал, но можно найти ламу и попросить его выполнить ритуал. Как правило, это помогает, хотя и не в 100% случаев.
Когда у пациента наблюдаются психические отклонения, он трудноизлечим — тибетские доктора учитывают не только проблему ла, но и концентрируют внимание на расстройстве жизненного начала лунг (ветер) — причине расстройства психики. Они сосредоточиваются на причине в целом и рассматривают все возможные из них: образ жизни, поведение, еда, питьё, влияние сезонов. В случае повреждения ла для её восстановления используют ритуалы, мантры, молитвы.
Что касается гипноза, важно понимать, что он оказывает достаточно серьёзное воздействие на ла, способное привести к её нарушениям. Если при составлении гороскопа выявляется, что ла ослаблена, следует обратить внимание на другие показатели. Если у них положительные значения, то проблема не очень серьёзная. Проблема с энергией ла приводит к тому, что человек становится ослаблен сам, ослабляется его энергия, ум, и ему трудно, практически невозможно самостоятельно себе помочь.
Существуют разные стадии потери ла: понижена, сильно понижена, покинула тело. Если ла совсем покинула тело, тогда помочь может только мастер ритуалов с сильной энергией и навыками. В таких случаях важно, чтобы у пациента были свой личный тибетский доктор, астролог и психотерапевт.
Когда человек заболевает и у него ослаблена ла, очень важно подходить к лечению комплексно: лекарства, ритуалы, психологическая поддержка, моральная помощь, астрология. Но самое главное — это сострадание. Например, если человек страдает депрессией, находится в психологически тяжёлом состоянии, не хочет жить — сострадание играет очень важную роль. Первый шаг, который может принести облегчение, — это ободрение, эмоциональная поддержка со стороны всех, кто его окружает, тепло, доброта. Человек открывается, и тогда становится легче оказать ему профессиональную помощь.