Задумывались ли вы, как мало в живом мире видов существ, у которых есть лицо. В самом деле, трудно назвать лицом, к примеру, крокодилью морду. Причина в мышцах: у крокодила есть примитивные жевательные мышцы, с помощью которых он может только открывать и захлопывать пасть, и не более того. У теплокровных зверей на морде появляются более сложные мышцы.
С их помощью маленький насекомоядный зверек тупайя способен выражать уже целых... две эмоции: страха и ярости. Можно сказать, что у тупайи есть примитивное лицо.
Низшие обезьяны имеют еще более совершенные лицевые мышцы, позволяющие им очень выразительно изображать гнев, недовольство, радость и страх, а значит, общаться друг с другом на довольно высоком уровне. У человекообразных обезьян, ближайших родственников человека, мускулатура лица необычайно сложна. Поэтому гориллы, гиббоны, орангутанги и шимпанзе с успехом передают мимикой практически те же эмоции и чувства, что и человек.
Человеческое лицо — самый совершенный «аппарат» для общения, способный выражать тончайшие оттенки настроения. Это поистине бесценный подарок природы.
В зависимости от своего характера какие-то эмоции человек испытывает чаще, какие-то реже. К примеру, оптимист чаще улыбается, пессимист печалится, трусливый боится, зловредный хмурится, а если веселится, то над чужими несчастьями... Соответственно лицевые мышцы с легкостью выполняют привычное «упражнение», и для лица обычным становится то или иное выражение. Если вы занимаетесь спортом, то наверняка замечаете, как быстро устают мышцы без должной тренировки. Но многократно отработанные движения даются без лишних усилий, «по привычке».
Установлено, что человек затрачивает меньше всего сил, когда улыбается, потому что от природы он доброжелателен. Но у того, кто склонен во всем видеть только плохое, ничему не радоваться, предпочитает все время ходить угрюмым, на лице застывает соответствующая гримаса. Будьте уверены, лицевые мускулы примут «отрепетированное» положение даже тогда, когда человек вовсе не испытывает никаких отрицательных эмоций. Человек вроде бы давно перестал хмуриться, а лицо его по-прежнему отталкивает и настораживает. Что-то в линии носа или подбородка обязательно выдаст характер.
Мышцы предназначены для работы, приказ о выполнении которой поступает из «центра» — головного мозга. Каковы мысли человека — таковы его поступки. На этом принципе работает знаменитый хитроумный прибор, детектор лжи: даже тот, кто научился искуснейшим образом лгать вслух, «не моргнув глазом», не может заставить свой мозг скрыть правдивую информацию, мышцы получают соответствующий сигнал и совершают непроизвольные слабые движения. Их-то и улавливает чуткая электроника.
Есть люди, у которых все, что на уме, то и на лице. Особенно красноречиво выдают характер человека его морщины. По тому, в каких местах пролегли эти «немые предатели», по их очертаниям и глубине легко прочитать, привык ли «хозяин» размышлять, улыбаться или хмуриться.
Из всего сказанного вы должны уяснить главное: поступки человека определяются его мировоззрением и образом мышления. То, о чем вы думаете, будет проявляться во всем, что вы делаешь, и в итоге даже сформирует вашу внешность.
Если выражение лица определяет работа мимических мышц, то его форма зависит от, пожалуй, доминирующей детали лица — лба. Обычно считается, что большой лоб — это признак большого интеллекта, хотя, как сказал Пушкин:
Слыхал я истину бывалу, Что лоб широк, да мозгу мало!
Лоб не менее откровенно способен выдавать мысли и чувства, образ жизни и черты характера. Лобная кость формируется под давлением растущего мозга, всех его извилин. Поэтому развитие мозга влияет на форму черепа, лба, всего лица. Самое время напомнить о френологии. Во многом положения этой науки были ошибочными, но все же ученым удалось установить немало любопытного и полезного, в том числе и для физиогномики. Во всяком случае, связь между формой лба и характером, факт доказанный.
Понятно, что «особые приметы» во внешности служат источником бесценной информации о внутреннем мире человека, но к их описанию мы приступим в другой статье. Будет справедливым заметить, что лицо — это одновременно и совокупность отдельных «деталей» (нос, рот, глаза...), и единое целое, каждая часть которого находится в гармонии с другими и произвольно незаменима. Лицо — это стройная, законченная композиция, обладающая почти магическим значением.
В подтверждение этой мысли приведем любопытный пример из современной истории. Призвав на помощь компьютер, ученые задались целью создать портрет идеально красивой женщины. Логика их дальнейших действий понятна, для монтажа брали фото ослепительных кинозвезд: Брижит Бордо, Мэрилин Монро, Джины Лоллобриджиды и «позаимствовали» у каждой из них ту часть лица, которая считается бесспорно совершенной. Казалось бы, при соединении совершенных частей должно получиться совершенное целое. Ан нет, эксперимент с треском провалился. Обособленные части лица потеряли свою привлекательность, и на фотомонтаже получилась не красавица, а чудо-юдо.