За колонкой «Логмен» следует колонка «Парка». Парка может быть полноценной завершённой системой, с помощью которой вы составляете свой гороскоп. Мы будем говорить об элементе переменная парка, который каждый год меняется.
Систему парка изучают отдельно. Парка дже — это восемь парка на животе космической черепахи. Дже значит «восемь». В некоторых традициях считается, что парка имеет китайское происхождение, а некоторые полагают, что тибетское. Корень слова парка — «пар» — означает «движение». Мы считаем, что парка перемещается каждый год. В целом слово «парка» имеет значение перемещения с места на место.
Есть и другое объяснение смысла данного слова. У нас на трёх пальцах есть по три линии. Если мы соединим три пальца вместе, то получим триграмму кеннам — три сплошных черты. Если уберём все линии из середины — получим триграмму конса — три прерывистых черты и т.д. Каждой линии на пальцах руки соответствует собственная триграмма: они похожи на триграммы из «Книги перемен». Какую роль здесь играет рука? На тибетском ладонь звучит как пармо, и это также может быть парка: пармока — «рот на ладони», так как ка — это обычный рот, на лице. Пармока — сама ладонь, которая «говорит», — можно сократить до парка. Рукой мы можем что-то хватать. В тибетском языке есть много значений для руки и для хватательного движения. Так, если вы хватаете пятью пальцами, по-тибетски это тоже называется пармо.
Есть ещё одна традиция, которая считает, что слово парка произошло из китайского языка. По-китайски «восемь» — это па, а «гадание» — куа. Пакуа — «гадание на восьми». В китайском языке есть слова пакуа — «гадание» и сикуа — «астрология». Поэтому, как вы видите, «парка» и «пакуа» звучат примерно одинаково.
Некоторые тибетцы не принимают версию китайского происхождения парка. Они считают, что пар — это «движение»: перемещение из одной клеточки в другую по-тибетски обозначается именно этим словом. Каждый год прибавляется возраст, и парка перемещается каждый год вместе с нашим возрастом. Ка означает «место для перемещения»: по-тибетски перемещение из одного места в другое обозначается словом парвака, отсюда возникло парка.
Но дело в том, что раньше всех систему парка открыли бонпо — те, кто следовал духовной традиции бон, существовавшей в древности на территории Тибета. Затем, как считают некоторые тибетцы, эта система исчезла в Тибете и пришла в Китай, лишь некоторое время спустя вновь вернувшись в Тибет.
В названия восьми парка входят тибетские названия элементов: ли + ме (огонь), кхон + са (земля), да + чаг (металл), кхен + нам или намка (пространство), кхам + чу (вода), гин + ри (гора), цин + шинг (дерево), зон + лунг (ветер).
Первая часть названия парка имеет смысл — оно означает соответствующие элементы. Но ни одно из этих слов не является ни тибетским, ни китайским. Только «да» созвучно китайскому слову «нож», которое приблизительно означает металл. Например, ли не означает «огонь» по-китайски, для этого есть слово «хо». Кхам не является китайским названием воды и т.д.
Некоторые считают, что эти названия — на языке древнего государства Шанг-Шунг. Возможен и такой путь: из Шанг-Шунга они перешли в китайский язык, а затем в тибетский.
Итак, в любом случае у нас есть восемь парка и нечто наподобие восьми элементов, связанных с этими парка и расположенных так же, как на животе черепахи, по четырём основным и четырём промежуточным направлениям. В разных традициях принято изображать парка в разных цветах.
В некоторых традициях используют только пять элементов — тогда углы парка жёлтые и им соответствует элемент земля. Такой же системы мы будем придерживаться при расчётах элементов парка.
Да - иногда называют «тачак», «та», что тоже правильно.
Гин - иногда называют «кинри», «кин».
Цин - название этой парка в некоторых книгах пишется как «цзиншинг», а в некоторых как «циншинг», её иногда называют «син», «синшин».
Зон - иногда называют «сон», «сонлун».