Конфуцианство основал Цзю Кун, известный также как Мудрец Кун, или Кунфуцзы. Конфуций, как называют его на Западе, жил в IV-V веках до нашей эры. Он придавал особое значение таким понятиям, как ли (правильное поведение), рен (благожелательность) и сяо (почитание предков) - все эти принципы остались важны и в современном Китае.
С самого начала конфуцианство переплеталось с даосизмом. Лаоцзы, основатель даосизма, часто называется одним из первых наставников Конфуция. И если конфуцианство традиционно служило этической и религиозной основой многих древнекитайских институтов, то элементы даосизма, такие как ци гун, фэн шуй, фитотерапия и вера в инь и ян, предлагают ряд альтернативных или дополнительных положений к конфуцианским верованиям.
Большинство китайцев никогда не стояли перед выбором между конфуцианством и даосизмом. За исключением некоторых фанатичных приверженцев одного из этих учений, подавляющее большинство китайцев использует элементы обеих религий. В современном Китае конфуцианство - это скорее философия, нежели религия.
При жизни Конфуция его аудитория была строго ограничена кругом правителей и аристократии. В девятнадцать лет философ получил должность смотрителя парков и стад в богатом имении.
В тридцать два года его пригласили обучать старинным ритуалам сыновей министра. Через год он отправился в столицу империи Лоян изучать обычаи и традиции Чжоуской империи, которая распалась на множество враждующих княжеств, сохранивших лишь общий религиозный центр. Говорят, что по дороге Конфуций посетил Лаоцзы, основателя даосизма. Когда Конфуцию было 34 года, правитель его родного княжества Лу был изгнан соперниками, представлявшими местную знать. Вместе с ним философ удалился в соседнее княжество. Достигнув пятидесяти одного года, Конфуций вновь вернулся к политической жизни в качестве министра юстиции и наконец советника князя Лу.
Конфуцианство стало циркулировать в кругах элиты во время династии Хань (207 до н. э. - 220 н. э.), а при династии Сун (960-1279) стало государственной религией. Именно в это время доктрина переросла в систему обучения чиновников, и общественные школы были заменены конфуцианскими.
Связь фэн шуй с конфуцианством прослеживается не слишком отчетливо. Эти две теории прежде всего сходятся в том, что касается сыновней почтительности. Похороны предоставляют прекрасную возможность выказать уважение, а фэн шуй помогает найти место для могилы. Кроме того, конфуцианская теория иерархии использовалась императорами, которые заявляли, что никто, кроме них, не может жить в зданиях, у которых фасад расположен перпендикулярно югу и северу. Их патриархальные идеалы повлияли на дизайн семейных домов.
Конфуций известен назидательными сентенциями. Пять миллионов его последователей получают духовные уроки из книги «Луньюй» («Беседы и суждения»).
Однажды Конфуция спросили:
- Следует ли за зло платить добром?
- А чем же тогда платить за добро? - ответил мудрец. - За добро плати добром, а за зло - справедливостью.