
Основной символ тибетской астрологии — космическая или вселенская черепаха. С ней связано много объяснений. Древний миф о творении Вселенной повествует о том, что весь мир произошёл от пяти черепах. По легенде, каким-то образом образовалось первая черепаха, из её дыхания возник ветер; изо рта черепахи вытекла жидкость, и из неё образовалась вода. Из мышц и тела черепахи возникли земля и горы.
Это метафорический способ обучения, таким образом преподавал Манджушри.
Есть и другое объяснение, согласно которому черепахи — это проявления самого Манджушри. Легенда гласит, что во времена, когда во вселенной не было ничего кроме пространства, Манджушри из сострадания к живым существам проявился в виде космической черепахи и дал поучения по астрологии. На животе черепахи расположились двенадцать животных и пять элементов, восемь триграмм парка и девять чисел мева. Чтобы создать ориентиры в пространстве, возникла стрела и пронзила тело черепахи. По другой версии это была не стрела, а меч мудрости Манджушри, который он запустил в черепаху.
На схеме черепахи метафорически даны объяснения о пяти элементах. Когда мы видим наглядное изображение, нам легче понять предмет изучения, чем просто на основе слов и объяснений.
Традиционно тибетские астрологи использовали для вычислений пальцы руки. Как же выглядит на ладони схема «Черепаха, пронзённая стрелой»? Давайте представим свою левую руку в виде черепахи. Для вычислений нам понадобятся всего три пальца — указательный, средний и безымянный. Мы помним, что на схеме черепахи объясняется пять элементов.
Таким образом, проводя вычисления пяти элементов по схеме черепахи, мы пользуемся только пятью линиями на трёх пальцах левой руки, с которыми соотносятся элемента дерево, огонь, земля, металл и вода. Если мы посмотрим на эти три пальца, то у нас получится девять линий. Среднюю линию среднего пальца мы отбрасываем, остальные восемь линий представляют черепаху — четыре стороны света, которым соответствуют элементы дерево, огонь, металл и вода, и четыре промежуточных направления, которым соответствуют элемент земля и лапы черепахи.
Теперь поговорим о направлениях сторон света. Можно представить, что черепаха опрокинулась на спину и лежит головой на юг. В коренном тексте указано это направление, и возникает вопрос — почему голова черепахи расположена именно так? Причина вот в чём: считается, что Манджушри проявился с юга. В некоторых текстах есть другое объяснение: голова обращена на юг потому, что Манджушри родился в южной части Китая. Там есть пять гор — Утаньшань, где, как полагают, родился Манджушри. Согласно же текстам «Абхидхармакоши» наш континент находится на юге вселенной, поэтому голова животного смотрит в южном направлении. Тогда, если на верхней линии среднего пальца («голове») будет юг (огонь), то слева (правый бок черепахи) будет восток (дерево), справа (левый бок черепахи) — запад (металл), снизу (хвост черепахи) — север (вода), а четыре лапы черепахи — это четыре промежуточных стороны света, которые представляют элемент земля.
Так называемые пять внешних элементов кхам — «пять астрологических элементов»: энергия дерева (шинг), огня (ме), металла (чаг), воды (чу) и земли (са). Их применяют также в тибетской геомантии саче, тибетской медицине (например, их роль важна в пульсовой диагностике, так как они оказывают разные эффекты на человеческий организм согласно сезону). Подробнее об элементах кхам вы можете узнать в книге доктора Ниды Ченагцанга «Тибетский фэншуй саче».
Ранее мы говорили о том, что лапы черепахи представляют элемент земля, потому что она стоит на земле. Но когда она опрокинута на спину, лапы болтаются в воздухе и не касаются земли. Возникает вопрос — почему же черепаха лежит на спине? Ответ даётся такой: «Она лежит на спине, так как освобождена от сансары. Она убежала из сансары».