Линии передачи тибетской астрологии

В тибетской астрологии существуют разные линии передачи и множество книг.

Цурлуг

Линия цурлуг (основана в XV веке) в традиции кагью тибетского буддизма. Цур — видимо, сокращённое название монастыря Цурпху, который основал в 1189 году Первый Кармапа Дюсум Кхьенпа, а луг — линия передачи. Эту традицию основал Третий Кармапа Ранжунг Дордже (1284-1339. Она включает не только астрологию, но и другие учения.

Традиция цуглуг основана на текстах Третьего Кармапы Ранджунга Дордже «Цикунтупа» (тиб. rtsis kun bdusра) и «Глубокий внутренний смысл» — «Забмонанден» (тиб. zab то sngangdon).

Пхуглуг

Линия пхуглуг — традиция астрологии в школе ньингма, она берет своё начало в XV веке. Пхуг по-тибетски — «пещера», пхугпа — «люди, которые жили в пещерах». Пхугпа Лундруб Гьямцо — автор книги по астрологии «Пема карпо» («Белый Лотос»). С этого времени развивается несколько традиций, которые объединяются под именем пхуглуг. Учение Лочена Дхарма Шри (1654-1718) — «Джунгци меннгаг давэ осер» — принадлежит именно к этой линии передачи.

Геден тисер

Линия геден тисер — новая астрология тибетской буддийской школы гелуг; её основатель — Сунба Йеше Далунджо (XVIII век).

Также знаменитый астролог Раджа Шарцод Сонраб написал известную книгу «Ригден Нинтик», относящуюся к традиции карци. В общем и целом, существует большое количество книг по тибетской астрологии, написанных множеством астрологов.

Трактат «лунный свет»

Рассмотрим астрологию элементов на основе текста «Джунгци меннгаг давей осер» — «Тайные наставления по астрологии элементов, подобные свету луны», или «Лунный свет», Лочена Дхарма Шри (1654-1718).

Традиционный тибетский способ обучения отличается от западного: вначале ученик учит отрывок текста наизусть, и только потом учитель даёт его объяснение. Но эффективнее в процессе обучения лучше получать краткое, сжатое понимание ключевых аспектов — это лучше, чем подробности без понимания сути. Отметим, что традиционно в Тибете астрологию и медицину изучают нераздельно.

Лочен Дхарма Шри

Немного расскажем об авторе трактата. Лочен переводится как «великий переводчик», дхарма шри — это санскритское выражение: дхарма означает «учение», шри — это нечто великое, уважаемое, почитаемое. В целом его имя можно перевести как «великое учение».

Вероятно, кто-то из его учеников перевёл его имя на санскрит из глубокого уважения. Буддизм в Тибет пришёл из Индии, и там присутствует огромное почтение к учителям и к истокам. Поэтому некоторые тибетские учителя носят санскритские имена. Имя данного автора на тибетском звучит как Лочен Чо Пел Зангпо. Лочен — это сокращение от лоцава ченпо — «великий переводчик». Чо — это «Дхарма, учение Будды», пел — «великий», зангпо — «искренний, добросердечный, очень хороший человек».

наставления по астрологии элементов

Лочен Дхарма Шри родился в 1654 году. В детские годы он изучил тибетский язык. В тринадцать лет мальчик получил предварительное посвящение в монахи (геньен). В пятнадцать лет он получил вторую ступень монаха (гецо), и ему дал посвящение Пятый Далай-лама. В двадцать лет он перешёл на третью ступень монашества (гелонг) и получил посвящение от учителя Кенчена Кунчока Тензина.

У Лочена Дхарма Шри было много учителей. Духовным учителем, обучавшим автора книги астрологии и дхарме, был Падма Кар Ванг Джур Ме. Лочен Дхарма Шри получал знания по астрологии и от других учителей.

Трактат по астрологической системе карци он начал писать в 1714 году. После завершения этой книги он создал ещё много трудов по астрологии: и по системе карци, и по системе джунгци — астрологии элементов. Известно, что учебник «Тайные наставления по астрологии элементов, подобные свету луны» он начал писать в поздний период своей жизни.

Лочен Дхарма Шри был великий Учитель, великий Мастер. Многие люди приходили к нему за знанием. 440 его учеников стали гелонгами — это высшая ступень монашества. 1498 учеников приняли среднюю ступень монашества — гьяцо. Сам Лочен Дхарма Шри был высокодисциплинирован и обладал качеством высочайшей степени моральной дисциплины. В возрасте 65 лет в 1718 году он был убит монгольской армией.

Тайные наставления по астрологии элементов

Каков же полный смысл названия книги «Джунгци меннгаг давей осер» Лочена Дхарма Шри? Джунгци — это, как мы уже знаем, астрология элементов. Меннгаг переводится как «сам метод, сборник методов, который очень доступен пониманию», то есть вы очень быстро можете понять. Это небольшое количество слов, в которых заключается много смысла. Возможно, в современном мире нам нужно больше таких «меннгаг», поскольку у людей нет времени, чтобы долго что-то изучать, долго что-то делать. И нам нужны такие методы, такие инструменты, с помощью которых мы можем проникнуть сразу в самую суть. Лочен Дхарма Шри в своих комментариях старается найти наиболее точные, наиболее краткие объяснения, содержащие глубокий смысл, для того чтобы ученикам было легко понять; он пытается найти наиболее быстрые способы.

Давей осер — это свет луны. Этому названию даётся много интерпретаций, но известно, что Лочен Дхарма Шри выбирал значения с глубоким смыслом. Тут идёт аллюзия на то, что, когда восходит луна, тьма отступает, наступает прилив океана, уходит жар дня и приходит прохлада и всё становится свежим. Таким образом, с помощью этого учения ваша мудрость будет возрастать, подобно тому как прибывают воды в океане во время прилива. Такова метафора. И эта мудрость будет помогать преодолевать препятствия и трудности в жизни. Её сравнивают с прохладой ночи, которая приходит на смену жаре и суете дня.

Здесь сразу чувствуется влияние индийской культуры. Поскольку Лочен Дхарма Шри тибетец, он не бывал и не жил в Индии. В Тибете нет жары, это достаточно холодное место; он похож на Россию, там даже холоднее бывает. Таким образом, в тибетской астрологии прослеживается влияние индийской астрологии.

Цурлуг

Конечно, речь идёт не только о жаре и о влиянии индийской культуры; сама по себе эта метафора имеет глубокое значение. Безусловно, луна и лунный свет упоминаются потому, что ночь — это такое спокойное, удалённое от суеты время, когда всё умиротворяется. Кроме того, по ночам распускаются некоторые виды цветов, и подобно им наш ум благодаря мудрости раскрывает свои потенциальные возможности. Иными словами, если вы прочтёте эти комментарии, вы избавитесь от неведения. Всё ваше неведение уйдёт от вас. Поэтому такие учения сравниваются с лунным светом, который рассекает тьму неведения. И, точно так же как неведение, отступят и все негативные эмоции, поскольку наш ум загрязнен ими, и они контролируют нас, доминируют над нами. Если мы изучаем этот комментарий, то мешающие эмоции растворятся и отступят, и мы не будем от них страдать. Также сказано: если изучить эти комментарии, вы станете более счастливыми и ваша мудрость увеличится, как воды океана. Метафора цветка, распускающегося при свете луны, означает, что, когда вы освоите знания, вы будете понимать, что вам нужно принимать, а что отвергать.

Изучая астрологию, вы должны быть более осведомлёнными о буддийской традиции и об образе жизни людей, которые дают рекомендации. Поскольку, если мы будем следовать таким наставлениям, то наша жизнь будет легче, нам будет проще налаживать связь с реальностью и осознавать всё так, как оно есть. Это одна из причин, по которой в начале книги пишутся такие слова.

Описания, которые приводятся в книге, не являются необходимым условием и чем-то обязательным. Тем не менее это очень полезно для духовного развития. И точно так же, как и врачи, астрологи должны обладать определённой самодисциплиной и заботиться о своём духовном развитии, следить за своей мотивацией и внести правильный образ жизни, который будет помогать развиваться духовно. Это полезно со всех сторон. С одной стороны, это очень важно для того, чтобы достичь Просветления (состояние будды), а с другой стороны — это просто полезно и правильно для любого духовного развития. Лучше будет продвигаться ваша астрологическая и врачебная практика.