Мотивация и этика астролога

В традиции махаяны самым важным во всех ваших действиях считается мотивация. Формирование правильной мотивации является главным, что бы вы ни делали. Всегда надо знать, что единственное, ради чего вы берётесь изучать астрологию и заниматься этим, — это возможность помогать другим. Конечно, если вы делаете какую-то работу, составляете гороскоп и это ваш труд, вы заслуживаете какого-то вознаграждения. Однако общая цель не в том, чтобы на этом зарабатывать деньги.

Если вы с самого начала решили изучать астрологию для того, чтобы прославиться и стать богатым - это не работает. И это неправильное намерение. Если вы основной своей целью ставите богатство и славу, то знайте: можно воспользоваться современными методами обогащения и прославления. В мире существует много способов заработать денег и стать знаменитым, но для этого необязательно заниматься астрологией. Если же вы всё-таки берётесь за изучение астрологии, за составление гороскопа, то у вас должно быть единственное намерение — это помочь другим.

Конечно же, если вы помогаете другим, это приносит и вам помощь тоже, поскольку таким образом вы накапливаете благую карму, благую заслугу. Всякий раз, когда вы делаете что-то на благо другим, это всегда приносит пользу и вам самим. Но владение этими знаниями также может принести вам вред, если у вас неправильная мотивация — если вы начинаете обманывать людей или пытаться заработать на них деньги. Когда подобные желания выходят на первый план в вашей деятельности, то вы накапливаете очень негативную карму. Это приносит вред и другим, и вам самим.

Ещё один важный момент: когда вы начнёте составлять гороскопы другим, вам следует с самого начала предупреждать их, что вы только что закончили обучение и у вас ещё недостаточно опыта и практики — вы только начинающий астролог. Но в то же время нужно обозначить, что эти люди не являются для вас подопытными кроликами: вы действительно хотите им помочь, но, возможно, у вас пока недостаточно знаний, и вы просто будете делать лучшее, на что способны. Вы хорошо учились и будете выкладываться полностью, чтобы как следует применить знания, которые вы приобрели. Надо быть честным с людьми и объяснять им это.

Вам это тоже очень полезно, потому что астрология не изучается только по книгам. Для астрологии необходима практика. Когда вы будете составлять гороскопы людям, вам будут необходимы опыт и ответная реакция людей — это тоже часть собственного развития. Когда вы будете практиковать астрологию таким образом, вам это тоже будет приносить пользу, вы будете развиваться, приобретать опыт. Чем дальше, тем больше вы будете приносить пользу другим.

И, конечно, если вам будут предлагать какое-то подношение и спросят: «Сколько вы хотите получить?» — вы можете назначать цену. Потому что, если к вам обратятся десять или даже три человека, вы потратите на это время, это становится вашей работой, и вы заслуживаете вознаграждения.

Хотелось бы, чтобы вы также держали в уме тот факт, что если к вам обращается человек с затруднённым материальным положением и он не может заплатить, а ему нужна помощь, то не берите с него денег, пусть это будет бесплатно.

Сейчас в современном мире наблюдается ещё одна странная тенденция — по крайней мере, в Европе. Один знакомый учился делать тибетский массаж ку нье и решил потренироваться бесплатно. Однако никто к нему не приходил, так как думали, что он плохой специалист. То же может быть и с астрологией. Если вы объявите, что бесплатно делаете гороскопы, может быть, к вам никто и не придёт — подумают, что вы профан. Тогда получится, что вы не можете практиковать и помогать другим.

При этом вы можете делать какую-то рекламу, например, распространять среди друзей информацию о том, что вы делаете гороскопы, также давать рекламу в газета, журналы. Один из учеников, который прошёл курс по составлению гороскопа на год — он уже хорошо это делает. Он ведет в газетах рубрику «Тибетский гороскоп», это выглядит достаточно презентабельно, люди приходят, интересуются.

В Тибете принято не назначать цену за что бы ни то было касающееся духовной практики — за астрологические прогнозы, за учения по Дхарме. Если человек станет так делать, то к нему не будут обращаться, подумают, что у него неправильная мотивация. Считается, что человек, который получает учение или гороскоп, сам делает подношение, которое считает нужным.

Сейчас мир меняется, и даже некоторые тибетские ламы не пренебрегают рекламой: недельный курс по такой-то теме, по такому-то учению, стоит столько-то, вы можете расплатиться кредитной картой. Если несколько лет назад кто-то из Тибета такое бы увидел, он был бы совершенно шокирован и вообще не понял бы, как такое возможно: «Этот лама, он продаёт Дхарму, какой кошмар, как так можно?!» Но так устроен сейчас мир: получается, для того чтобы дать учение, нужно затрачивать какие-то средства на дорогу, на еду, на проживание. В мире сейчас на всё есть цена, поэтому просто так не получается, и приходится назначать какую-то цену за учение, для того чтобы окупить расходы и вообще жить. Приходится продумывать организацию. Увы, иногда бывает, что некоторые организации пользуются такой ситуацией в современном мире и назначают высокую цену, чтобы заработать. Иногда это бывает оправдано, потому что некоторые центры должны обеспечивать своё существование — платить аренду, оплачивать работу персонала и т.д. Однако если цена становится уже чрезмерно высокой и переходит границы разумного, тогда это неправильно.

Это говорится для того, чтобы вы понимали, что главное в любом деле — это мотивация. Если вы формируете мотивацию помощи другим, тогда у вас всё будет в порядке и вы сами будете развиваться, накапливать благую заслугу, хорошую карму, ведь занятия тибетской астрологией являются определённым видом духовного пути, духовной практики.

Итак, мы должны иметь чистое намерение, положительную мотивацию — помочь человеку, который к нам обратился. Например, для того чтобы человек стал тибетским доктором, должны сойтись шесть факторов, один из которых — позитивная мотивация.

Шесть факторов, позволяющих стать тибетским врачом:

  1. знания;
  2. специальные медицинские знания;
  3. доброе сердце;
  4. сохранение самайи (например, если вы получили передачу духовной медицинской практики Юток Нинтик, её необходимо поддерживать, так как создана самайя);
  5. умение хорошо и упорно работать;
  6. правильная мотивация.

Когда мы хотим кому-то помочь, наше состояние прежде всего должно быть стабильным, уравновешенным. Повторимся: нашей основной целью должны быть не деньги, а желание принести пользу, нами не должна руководить жадность. Мы должны быть физически и умственно здоровы, быть разумными и отдавать себе отчёт в том, какова реальность.

Следует всегда придерживаться срединного пути, что бы мы ни делали. Если мы чем-то увлекаемся до такой степени, что весь мир перестаёт для нас существовать, будь то духовное или мирское, — это проявление крайности.

Например, в Тибете есть люди, которые настолько преданы древним традициям, что, не желая признавать достижения современного мира, могут умереть, отказавшись от срочного хирургического вмешательства. С другой стороны, если мы забываем об этике, духовности, сострадании и полностью погружаемся в современную культуру — деньги, технологии — это может создать проблемы другого рода.

Самое главное — следует воспитать в себе добросердечность. Это помогает справиться со многими трудностями. Если нет доброты, то намного легче совершать дурные поступки, причинять вред, воровать, обманывать. Мы все живём в сансаре, но степень воздействия сансары на человека менее значительна, если у него доброе сердце. Такой человек может более продуктивно помогать себе и другим.

Например, доктор — это человек, который может реализовать природу ума прямо в процессе своей деятельности. Он практикует Дхарму, просто леча своих пациентов. В Тибете существует множество тому примеров, одним из которых может служить доктор Юток Йонтен Гонпо. В наше время хороший пример — это учитель доктора Ниды Ченагцанга; он недавно скончался, успев достичь высокой реализации.

Помните: в основе всего лежит мотивация - доброе сердце.

В Тибете есть поговорка: «Мать доктора достигнет Просветления, а мать ламы попадёт в ад». В чём смысл этого юмора? Когда у женщины сын — врач, она молится за пациентов, чтобы они выздоровели, потому что ей нравится, что известность сына растёт. Мать ламы же радуется плохим событиям, поскольку, когда человек умирает, обычно приглашают ламу, чтобы он помолился за умершего, и делают ему подношения.