Эта тема касается цвета и формы элементов. Обратите внимание, что на древних тибетских тханках элемент вода изображается разными цветами — синим, тёмно-синим, чёрным.
Цвета и формы элементов очень важны для понимания их действия на уровне энергии.
В тибетской астрологии элементы соответствуют некоторым классовым признакам. Каждому элементу соответствует нечто наподобие кастовой системы в Древней Индии.
Сущность элементов, природа элементов — это пустота. И, как мы говорили раньше, никто не сотворял их, они возникли сами по себе из пустоты. Согласно философии буддизма, изначально все проявления лишены собственного существования. Например, стол не существует — с одной стороны, его можно видеть, потрогать, но с другой стороны его нет. Мы не можем сказать, что стол или пять элементов существуют в абсолютном смысле. Все формы в пространстве и, соответственно, пять элементов, из которых все формы состоят, взаимосвязаны, то есть они существуют не сами по себе, а во взаимозависимости.
Помимо изучаемых нами пяти элементов (дерево, огонь, земля, металл и вода) существуют и другие системы элементов. Система карци, как мы уже говорили, содержит элементы пространство и ветер, в ней пять элементов джунгва — это пространство, ветер, вода, огонь, земля. Если же мы посмотрим на систему парка, то увидим, что элементов становится не пять, а восемь: пять элементов кхам, к которым добавлены ветер, пространство и гора. Но это относится только к системе парка. Согласно системе карци такие элементы, как пространство, гора и ветер, объединены с элементом земля.
Парка дже — восемь парка; это слово можно перевести с тибетского языка как «рот на ладони». Это древнейшая система астрологических вычислений пришла из традиции бон.
Согласно же медицинской традиции металл объединяется с землёй, а ветер с деревом, там обычно говорят о четырёх элементах джунгва ши — земля, огонь, вода, ветер. В астрологии элементов мы всё-таки оперируем уже названными пятью элементами кхам: дерево, огонь, земля, металл и вода.