Предсказания вечных кочевников

В начале XV века во всех концах Европы можно было встретить орды смуглых бродяг. Одни называли их богемцами, утверждая, что они пришли из Богемии (Чехия), или египтянами, так как их предводитель принял титул герцога Египетского. Везде и повсюду они пророчествовали и предсказывали, разворачивая колоды странных карт с таинственными фигурами.

Кочевники быстро перемещались из одного государства в другое, ставили легкие самодельные хижины и все сообща владели нехитрым имуществом. Простолюдины верили, что это проклятый народ, обреченный скитаться за грехи. Пришельцы не любили трудиться и сохраняли тайные знания, казалось восходящие к временам исхода евреев из Египта.

Вот как описывают историю их появления: «В 1427 году, в воскресенье 17 августа, в окрестности Парижа выехали двенадцать так называемых кающихся герцог, граф и десять мужчин, все на лошадях, они говорили, что они добрые христиане, родом из Нижнего Египта. Они заявили далее, что в прежние времена были завоеваны и обращены в христианство, что отказ вел к смерти, в то же время те, кто принял крещение, были оставлены правителями страны. Впоследствии сарацины завоевали их, и многие из тех, кто был тверд в вере, не стали защищать свою страну, как должно, но подчинились сарацинам и отреклись от Спасителя.

Германский император, польский король и другие правители, узнав, как легко народ отрекся от своей веры, став сарацинами и идолопоклонниками, напали и легко завоевали их. Казалось, что вначале у них был замысел оставить жителей в их стране, с тем, чтобы можно было вернуть их в христианство, но после император и остальные решили, что у них не будет своей земли в родной стране без согласия Папы, которое они должны получить в Риме. И они двинулись огромной толпой, старые и молодые, причиняя страдания детям. Они исповедались в своих грехах в Риме, и Папа, после совещания со своими советниками, наложил на них покаяние семилетнего блуждания по миру без крова. Он указал, что епископы и аббаты должны давать им, однажды и навсегда, десять ливров дорожных денег на покрытие расходов. Он предоставил им грамоты для этого, дал им свое благословение, и в течение пяти лет они бродили по миру.

Несколькими днями спустя, в день мученичества Иоанна Крестителя, 29 августа, прибыла, но не была допущена в Париж основная орда и расположилась в аббатстве Сен-Дени. Их было около 120 человек, включая женщин и детей. Они утверждали, что, когда оставляли свою страну, насчитывали тысячу или двенадцать сотен душ, остальные умерли в дороге, так же как их король и королева, выжившие все еще надеялись стать хозяевами земных богатств, так как святой отец обещал им хорошие и плодородные земли, когда их покаяние закончится».

Парижане смотрели на них как на диковинных людей. Их дети были мелкими воришками и искусными обманщиками, но, будучи украшены серебряными кольцами в ушах, утверждали, что это знаки их благородных родов в собственной земле.

Их женщины были черны и жалки, одевались в старое тряпье, перехваченное веревкой или лентой поперек плеч. И несмотря на жалкий вид, многие из них гадали по линиям руки, выспрашивая о прошлом и рассказывая будущее. Наиболее сообразительные из них раскладывали предсказательные карты бесконечными фигурами со странными и загадочными названиями. Епископ Парижа повелел монаху на проповеди в церкви отлучить всех мужчин и женщин, предсказывающих будущее. А вскоре, 8 сентября, всех богемцев изгнали из Сен-Дени, и они отправились в Понтуаз.

Старинные фламандские грамоты сохранили сведения, что цыгане, под именем карасмары, останавливались в лесу у Амеля у таинственного источника, называвшегося Колдовской Кухней.

Не существует никаких сведений о высадке цыган в Англии или Шотландии, но в королевстве вдруг оказалось их около ста тысяч. Отряд цыганского короля Синделя в 1433 году появился у Ратисбоне, а в 1439 году уже в Баварии. В одном месте они выдавали себя за египтян, в другом за баварцев или богемцев. Они разбивали шатры или вырывали неглубокие землянки. Они подковывали лошадей и шили ошейники для хозяйских собак и гадали по руке. Они пересекали империи как пустыни и обитали везде и нигде.

Исследователь истории цыган Вейян рассказывал о проклятиях, павших на книги, которые использовали для предсказаний, и на цветные карты с непостижимыми рисунками. Цыганские символы были просты и магичны. Их чаши означали арку времени или радугу, корабль небес. Монеты означали звезды, мечи огонь, лучи солнца, а жезлы тени, камни, деревья. Так сохранялось простое знание, в магических выкладках превращаясь в предсказания.