Путешествие героя

В своем мономифе Кэмпбелл делит «Путешествие героя» на три этапа: Отъезд, Инициация и Возвращение.

Отъезд

1. Зов к приключению. «Помоги мне, Оби-Ван Кеноби! Ты - моя единственная надежда». Люк Скайуокер получает эту записку от Принцессы Леи, и именно этот зов к приключению наталкивает его на размышления о своем происхождении и о жизни вне Татуина. Еще одним вариантом зова к приключению может быть угроза миру сообщества. Или же герой случайно сталкивается с ним.

2. Отказ. Многие из тех, кому предстоит стать героями, сначала отказываются слушать этот зов, они либо напуганы, либо слишком заняты, чтобы подумать о возможном отъезде. Герой с головой окунается в свою повседневную жизнь, пытаясь проигнорировать зов. (Лишь спустя 11 лет после получения Кольца Фродо Бэггинс покинул Шир.)

3. Помощь сверхъестественных сил. Когда герой все же соглашается совершить приключение, ему помогает кто-то (или что-то), наделенный мудростью и необыкновенными или сверхъестественными возможностями. Примеры: Оби-Ван Кеноби в «Звездных войнах», Дамблдор в «Гарри Поттер» и Морфеус и Тринити в «Матрице».

4. Пересечение первого порога. Теперь герою предстоит переместиться из своего привычного мира в новый, где его ожидает приключение. Границу между этими двумя мирами охраняет враждебно настроенная организация. Именно так Нео впервые проникает в Матрицу, а Фродо Бэггинс покидает Шир с Черными Всадниками, следующими за ним по пятам.

5. Желудок кита. Название взято из библейского рассказа о пророке Ионе. Герой переступает через порог, что становится своего рода перерождением события, напоминающего смерть. Он восстанавливается и готов ко встрече с новым миром, где его ожидает приключение.

Инициация

1. Путь испытаний. Пройдя этап перерождения, герой проходит испытательный срок, ему предстоит преодолеть ряд препятствий, в результате чего станет ясно, пригоден ли он к предстоящему приключению. Эти испытания, устроенные кем-то (или чем-то), обладающим необыкновенными или сверхъестественными возможностями, преподнесут герою важный урок, дав ему необходимые умения и навыки. Так, Люк Скайуокер, находясь на борту «Сокола тысячелетия», учится доверять своим чувствам, орудуя световым мечом, а Нео сражается с Морфеусом в стимулирующей программе.

2. Встреча с богиней. Конечное испытание часто изображено в форме свадьбы или партнерства героя с женщиной. Если мы имеем дело с главной героиней, тогда на ее пути встречается мужчина. Так, Люк увлекается своей сестрой, Принцессой Леей, и присоединяется к ней в Альянсе Восстания.

3. Женщина-соблазнительница/Соблазн ложным путем. (Если мы имеем дело с главной героиней, тогда здесь появляется мужчина.) На данном этапе герой задумывается над несоответствием между его пониманием правды и правдой мира, представленной в виде человека противоположного пола, пытающегося заманить его на темную сторону. Этот соблазн может быть представлен и в виде простой моральной дилеммы. Так, Люк Скайуокер узнает о Темной Стороне и ее силе, а Гарри Поттер сталкивается с темной стороной общества волшебников в виде Малфоя и Смертельных Едоков.

4. Примирение с отцом. В конце концов, герой разбирается в себе, поборов соблазн вступить на ложный путь. Этот эпизод изображен чаще всего с помощью фигуры отца, представляющей собой противоположный аспект самого героя. Так, Люк Скайуокер понимает, что его отец человек с добрым сердцем, и пытается вернуть его на Светлую Сторону Силы, а Нео понимает, что убеждение его наставника Морфеуса в том, что это именно он, является верным.

5. Прославление. Эго героя разрушено, что приводит к расширению его сознательности. Часто меняются представления героя о реальности, и он развивает новые возможности, что приводит его к самопожертвованию во благо великой цели. На этой стадии герой становится кем-то вроде Бога, часто произнося пророчества. Когда Агент Смит убивает Нео, последний понимает, что смерть - всего лишь иллюзия.

6. Конечное благодеяние. Героя ждет награда за его приключение, то, которое ему удалось совершить. Это может быть брак с принцессой, слава, власть, духовная мудрость или философский камень. Эту награду он может взять с собой в мир, из которого он пришел, и использовать во имя блага. Так, Гарри Поттер разрушает часть души Волдеморта, и спасает школу и своих друзей.

Возвращение

1. Отказ возвращаться. Героя ждет возвращение в настоящий мир, но в новом мире он нашел блаженство и завершенность. Он не хочет возвращаться. Гарри Поттер не хочет возвращаться в мир магглов на улицу Прайвет-драйв, предпочитая остаться в Хогвартсе.

2. Волшебный полет. После отказа героя начинается противостояние, и может начаться погоня или путешествие, цель которых вернуть его домой, в его мир. Хогвартсский экспресс отправляет Гарри Поттера и его друзей обратно домой, «Сокол тысячелетия» уничтожает воинов, преследующих Люка при попытке разрушить Смертельную Звезду, а Фродо Бэггинса и Сэма Вайз Гамги спасают орлы Гэндальфа.

3. Спасение извне. Эта стадия тесно связана с волшебным полетом. Может возникнуть необходимость спасения героя с помощью силы из его прежнего мира.

4. Пересечение конечного порога. Герою предстоит вновь пересечь порог, чтобы попасть в свой прежний мир и научиться принимать прежнюю реальность как естественную жизнь. Так, четыре хоббита, которые помогли разрушить Кольцо и много всего повидали в мире, возвращаются в Шир и помогают отвоевать его у новых, злых владельцев.

5. Хозяин двух миров. Став столь опытным и сотворив благодеяние, герой может жить в обоих мирах, как земном, так и волшебном. Он также может внести свое новое понимание в повседневную жизнь.

6. Свобода жить. Наконец-то герой может совершить благодеяние, ради которого он стольким пожертвовал. Оно часто проявляется в форме свободы для других, свободы от Дарт Вейдера и Империи, свободы от правления Саурона и свободы от Волдеморта и его давления.

Прообразы

Прообразы и стереотипные образы/события, встречающиеся во время «Путешествия героя» (а также в картах Таро): принцесса, мать, отец, братья/сестры, враг, антигерой, животное-спутник, оборотень (или существо, способное менять свой облик), спуск в Подземный мир, потеря друга, роковая женщина, шутник, закадычный друг, девушка в беде, лабиринт, дары, помощь, разрушение эго, первоначальная неудача, ведьма/колдунья. Возможно, все перечисленные понятия уже встречались в изложенных ранее упражнениях и в картах Таро.

О мономифе и Старших Арканах можно рассказывать еще долго. Мы оставим эту тему открытой для вашего исследования и советуем возвращаться к данному уроку на протяжении изучения этой науки, проводя параллели между мономифом и картами, которые вы изучаете.

Упражнение 9

Просмотрите карты Старших Арканов. В своем дневнике запишите, к какой части мономифа можно отнести каждую из карт. Постарайтесь сравнить карты Старших Арканов, обнаружив определенное сходство или различие между картами. Как они переходят одна в другую?