
«Совершенных» зданий не существует. Люди и их жилье подчинены влияниям времени, пространства и среды. Теория относительности Эйнштейна утверждает, что пространство и время глубоко связаны в нечто, названное «пространство-временем», четырехмерным континуумом.
Пространство и время — элементы языка, которые используют наблюдатели, чтобы описать явления. Специалисты фэн шуй знают многое о пространстве-времени, потому что это существенно для их оценок. Дело в том, что традиционный фэн шуй использует особую форму математики, чтобы описать поведение энергии в структуре или в определенном месте. Некоторые называют эту систему «сакральной геометрией».
Правила, которые лежат в основе традиционного фэн шуй и составляют основу древнекитайской научной теории, совместимы с концепциями энергии, использующимися в современной физике. Эту науку также можно представить в терминах вероятностей и системной динамики: как дом в своем окружении на планете, перемещающийся сквозь пространство и время. Концепция взаимодействия инь и ян — можно сказать, прототип современной волновой теории. Существует много людей, провозглашающих себя мастерами фэн шуй, которые не связывают свои знания с современной наукой. Они могут посоветовать вам использовать зеркало, чтобы «активизировать» часть вашего дома, повесить ветряные колокольчики в закрытом помещении, чтобы указать, где один вид энергии пересекает другой, или отметить на стене красную точку, чтобы «удержать энергию на месте». Однако ни одну из этих концепций нельзя считать научной. Дело в том, что эти люди моделируют свои представления о фэн шуй исходя из средневековых европейских концепций вселенной. Для классического консультанта фэн шуй природные материалы являются одновременно символами и математическими метафорами.
Практикующие используют теорию инь — ян и теорию пяти стихий в своей оценке и настройке структуры и ее окружения. Теория пяти стихий, которая происходит из теории инь — ян, является существенной для понимания математической модели структуры или местности. Используя для своей символики пять основных материалов, повсеместно используемых в каждодневной жизни: это вода, древесина, огонь, земля и металл, — мастер фэн шуй исследует поведение всех объектов и явлений в среде. По аналогии с любым специфическим элементом поведение любого объекта или явления в природе может быть «прочитано». Однако существует нечто значительно большее в традиционном фэн шуй, нежели основные теоретические предпосылки. То, что это можно использовать для повышения качества жизни, более важно теперь, чем когда-либо. И наука за последние десятилетия догнала фэншуй в этой области.
Когда правила фэн шуй применяются к строительству, они помогают жителям войти в резонанс с естественными человеческими биоритмами и земными ритмами.
Исследования окружающей среды, проведенные за последние 20 лет, однозначно утверждают, что здоровая среда обитания человека должна соответствовать некоторым принципам, рекомендованным знатоками фэн шуй.
Говоря о фэн шуй, жители Запада наверняка имеют в виду нечто, улучшающее внешний вид и комфорт жизненного пространства. Задача так называемого жилищного фен шуй состоит в том, чтобы обеспечить в доме или квартире поток хорошей ци, что улучшает здоровье, финансы, семейные отношения, карьеру и удачу их обитателей.
Существует две основные школы фэн шуй: Школа Формы и Школа Компаса. В жилищном фен шуй есть мастера, которые пользуются методами одной из них, но множество специалистов применяют обе школы одновременно.
Поскольку эта статья о фэн шуй для начинающих, в фокусе внимания будет Школа Формы. Но интересно узнать и о всем процессе. Исследуя дом, мастер Школы Компаса, как правило, изучает астрологические карты живущих в нем, рассчитывает их персональные триграммы, чтобы определить, к западной или восточной группе принадлежит дом. Затем создается карта Летучая Звезда или универсальная карта Девять Дворцов применительно к году постройки дома. План дома или квартиры нарисован и Дворцы накладываются на эту диаграмму. И затем дом переустраивается в соответствии со всеми упомянутыми факторами.
Традиционно в доме различаются три ключевых места: входная дверь, спальня и кухня. В Древнем Китае считалось, что входная дверь препятствует злым духам. Поэтому стиль, цвет и форма двери являются важными моментами, защищающими жильцов. Поскольку древние китайцы считали необходимым оставить потомство, а так же потому что треть жизни проходит во сне, спальня должна обладать здоровой, благоприятной ци.
Поэтому первые мастера фен шуй уделяли так много внимания идеальному устройству этой комнаты. В те времена, когда готовая пища была не такой доступной, как теперь, кухня считалась буквально источником жизненной силы. В древнем фэн шуй считалось важным расположить кухню так, чтобы умилостивить так называемого «бога кухни». Позже стало важным сделать расположение этого ценного, но и опасного помещения, с его ножами, огнем и порой скользкими полами, безопасным и удобным.
С изменением домов и стиля жизни перед фэн шуй встала задача адаптироваться к новым комнатам (в Древнем Китае не было ни разделения гостиной и жилых комнат, ни спортивных или других специальных помещений); новым жизненным пространствам (когда начинался фен шуй, квартир не было), водопроводу, новым видам мебели (включая электронные устройства), не китайским стилям культуры и многим другим отличиям образа жизни.