
Исторические свидетельства об использовании физиогномики древними египтянами ученым неизвестны. Но заслугу представителей этой древней цивилизации перед наукой переоценить трудно, при изображении человека они стали добиваться портретного сходства. На стенах пирамид сохранилось множество портретов фараонов, вельмож, воинов, простолюдинов и даже рабов.
Самый знаменитый скульптурный портрет эпохи Древнего Египта - каменный Большой Сфинкс, в лике которого увековечены черты фараона Хефрена.
Великий русский химик Д. И. Менделеев заметил, что наука начинается там, где начинаются измерения. Поскольку египтяне первыми стали издать пропорции лица, можно с полным правом утверждать, что физиогномика как наука зародилась в Древнем Египте. Соплеменники великих фараонов верили, что обладающий особыми чертами лица человек получал от жизни все милости богов.
Обособлению физиогномики от прочих наук о человеке общество обязано великому древнегреческому философу Аристотелю (384-322 до н. э.).
Большой знаток человеческой природы, ученый попытался, причем весьма успешно, провести параллели между внешним обликом (габитусом) и психологическими характеристиками человека. Он подробно изложил свои мысли в трактате, который так и назвал — «Физиогномика». Согласно теории Аристотеля, по внешности можно определить основные качества человека, что позволяет разделить людей на несколько типов: мужественные и робкие, способные и глупые...
Впоследствии физиогномикой и поисками «модуля» для соизмерения пропорций человеческого тела увлеклись средневековые алхимики, для которых несомненным авторитетом были эзотерические знания, накопленные древними египтянами. Дело в том, что цивилизация могущественных фараонов — родина многих наук, в том числе химии — «науки страны Хеми», то есть черной страны (так называли Египет из-за цвета его почв). Алхимики очень серьезно отнеслись к толкованию человеческой природы по лицу. Чрезвычайно силен в средневековье был и авторитет Аристотеля, поэтому физиогномику даже пытались преподавать в университетах. Поклонники этой теории проверяли и перепроверяли свои выводы о знаках судьбы на лице человека. В те времена оккультизм, колдовские знания, определял развитие научной мысли, оттого «отметинам» на челе продолжали приписывать мистическое значение, нередко связывая их с дьявольскими силами.
Значительное влияние на физиогномику оказала главная наука той эпохи — астрология. Астрология родилась в Древней Халдее (Южная Месопотамия), где жрецы в результате длительных астрономических наблюдений пришли к выводу, что космос влияет на человека. В зависимости от положения светил на небе в момент его рождения человека ждет та или иная судьба. Согласно теории, человек — суть отражение Вселенной, он следует воле космических процессов, он — Микрокосм (Малый Космос), постоянно стремящийся слиться с Макрокосмом (Большим Космосом). Этим объясняется столь свойственный человеку поиск совершенства, ведь космос и есть мир совершенства. Кстати, в этом смысле интересна история происхождения так хорошо известного нам слова «косметика». Вряд ли вы догадываетесь, какой в нем заключен смысл. А ведь косметика, не что иное, как один из путей достижения космического совершенства. В попытке ответить на вопрос: где же человеку искать «подсказки» о том, что ему суждено, внутри себя, в своей внешности или далеко в космосе, средневековые астрологи разработали учение о тройственном устройстве мира и человека. Бытие, в понимании астрологов, состоит из трех компонентов: божественного, астрального и земного. Человек, отражая в себе космос, также имеет «тройственную природу». Божественный мир отражается в душе, астральный - в мозге и астральном теле, земной — в физическом теле человека. Причем тело формируется под воздействием души при помощи ума.
Астральное тело любого смертного, таким образом, является посредником между физическим телом и душой, а также проводником общения Микрокосма с Макрокосмом. Астрологи утверждали также, что в лице отражается духовный, или божественный мир, в области грудной клетки — астральный, все остальное тело — суть мир земной.
Впрочем, сами астрологи признавали, что при такой сложной схеме влияний разных миров составлять какие-либо прогнозы весьма затруднительно. Человек имеет возможность проявлять индивидуальные качества, и никакие звезды и физиогномические знаки не гарантируют справедливой оценки его сущности. «Звезды только склоняют, но не принуждают человека», — сказал один знаменитый астролог. Это замечание авторитетного специалиста неплохо бы хорошенько запомнить, не стоит целиком и полностью полагаться на гадания. В своих суждениях о жизни и окружающих людях лучше все же руководствоваться здравым смыслом.
Одним из знаменитых астрологов, посвятивших себя физиогномическим наблюдениям на рубеже XII-XIII веков, был фаворит римских пап Гонория III и Григория IX Майкл Скотт. Этот человек служил придворным астрологом императора Священной Римской империи Фридриха II, консультировал его, составлял астрологические прогнозы. В работах по вопросам физиогномики астролог уделил особое внимание изучению взаимозависимости внешности, походки, жестикуляции человека и его личных качеств.
Отдельное место в исследованиях Скотта занимают попытки установить характер владельца по волосам. Например, по мнению придворного астролога, гладкие, мягкие и светлые волосы, признак человека робкого и миролюбивого, а обладатель толстых и курчавых волос — личность беспокойная, безалаберная и простодушная. Густые волосы свидетельствуют о расточительности и лености владельца. Преждевременно поседевшая шевелюра — знак непостоянства и лживости.
Среди выдающихся личностей средневековья, занимавшихся физиогномикой, следует выделить итальянского врача Микеле Савонаролу (1384-1464), написавшего трактат «Зеркало физиогномики», основанный на медицинских и астрологических наблюдениях. Савонарола поддерживал и развивал идеи Аристотеля, изучал отдельные части лица и по ним давал заключения о природе человека. Но средневекового врача интересовало не только лицо, его трактат содержит и толкования значений, сокрытых в строении плеч, рук, груди, пальцев человека.
В эпоху Возрождения физиогномика дополнилась работами великих деятелей науки и культуры. Самая примечательная фигура того времени — итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер Леонардо да Винчи (1452-1519). Этот талантливейший человек был известен всей Европе. Автор знаменитой «Джаконды» составлял анатомические атласы, сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения.
Для человека во все времена понятие о красоте сводилось к соразмерности частей целого, другими словами к правильным пропорциям. И поэтому определение эталона идеальных черт лица было так важно для древних, ведь красота являлась синонимом совершенства и счастья. Пропорция, ныне известная под названием «золотое сечение», была открыта знаменитым астрономом древности Клавдием Птолемеем (ок. 90 — ок. 160). Птолемей определил «золотое сечение» как отношение меньшей части к большей, равное отношению большей части к целому и выражающееся числом 1,618. Леонардо да Винчи доказал, что идеальные соотношения частей человеческого тела равны «золотому сечению», тем самым сделав пропорцию популярной.
Ученый выделил в лице человека четыре условных отрезка: первый — от темени до начала лба, второй — от начала лба до переносицы, третий — от переносицы до кончика носа, четвертый — от кончика носа до окончания подбородка. В идеальной пропорции каждая из этих частей равна длине носа. Принцип «золотого сечения» Леонардо да Винчи произвел переворот в знаниях о человеке того времени и внес неоценимый вклад в дальнейшее развитие научной мысли.