Если необходимо обеспечить длительную (десятки и сотни лет) защиту объекта от живых существ (людей), то создаются защитные зоны по типу «проклятых земель», описанных в статье «Типы заклинаний», с применением автономных заклинаний третьего типа.
Одной из разновидностей «проклятых зон» являются «мутационные зоны» на основе использования заклинаний магии духа и жизни, вызывающие мутации на заданной территории. Их основное достоинство - малое потребление энергии при высоких боевых возможностях. Мутационные зоны создаются на территориях с высоким биологическим потенциалом (леса, моря).
Принцип их создания - размещение на определенной территории носителей специальных аур, совмещенных с артефактами магии жизни, ускоряющим и усиливающим жизненные процессы в биологических организмах. Уровень воздействия незначительный, однако непрерывный во времени.
В качестве носителей используются биологические объекты, привязанные к определенному месту: долгоживущие деревья (которые после этого становятся стражами леса - меллорнами), либо специально выведенные животные с высокой продолжительностью жизни (которые размещаются в замкнутом пространстве, например пещере).
В качестве специальных аур используются комбинации аур крупных агрессивных хищников (например, саблезубый тигр или пещерный лев) и хорошо защищенных животных (например, броненосцев или ежей). Эффект воздействия магии жизни дает ускоренное развитие всей местной фауны в направлении, задаваемом аурой - увеличения размеров, веса, агрессивности, силы.
В течение нескольких поколений образуются новые формы жизни (например, саблезубые зайцы), которые однако, уже не могут полноценно существовать без подпитки магии жизни, поэтому не выходят за границы охватываемой ей территории. Эти формы препятствуют проникновению на их территорию обычных форм жизни.
Побочным действием заклинания может стать появление «псевдоживых» организмов - биологических объектов потерявших вследствие внешнего воздействия разум (повреждение мозга), но в которых за счет магии жизни поддерживается жизнедеятельность тканей («поднятых»).
По структуре одинаковы - состоят из трех компонентов:
Чувствительные элементы аналогичны сигнальным системам.
Исполнительный элемент имеет в своем составе блок анализа, который определяет, является ли обнаруженный объект целью или это не угрожающий объект. Критериями могут являться масса, температура, степень разумности, энергонасыщенность, наличие металла, искажения физических полей и т.п. и их комбинации.
Основными его задачами являются две: первая - не допустить ложного срабатывания системы при попадании на чувствительный элемент природных случайных объектов (при наличии нескольких рубежей обороны (эшелонированной системы) эта задача является главной). Вторая - минимизировать вероятность пропуска цели к охраняемому объекту. Эта задача является основной для одиночных ловушек. В этом случае она же выполняет сигнальную функцию.
Между собой отличаются по времени жизни: ловушки существуют кратковременно, после чего самоликвидируются, автоматические оборонительные системы действуют постоянно. Это накладывает свои особенности на их систему энергоснабжения: ловушки имеют встроенный накопитель, автоматические оборонительные системы должны иметь подключение к внешнему накопителю (генератору).
Поражающие элементы выбираются исходя из типа подавляемого объекта и поставленных задач - блокирование или уничтожение. Также могут быть направленными и ненаправленными. В качестве средств поражения могут применяться физические объекты (как заложенные в конструкции, так и местные предметы), выделение или поглощение энергии (сжигание или замораживание), а также специальные магические воздействия и заклинания. По конструкции представляют собой артефакт, замаскированный под местные предметы или заглубленный в землю (при долговременном использовании).